Literature Review

Метафорическая концептуализация ANGER/ГНЕВ в английском языке (на материале художественной литературы)

1. Определение когнитивной науки и концептуальной метафоры
В настоящее время когнитивный подход является одним из наиболее действенных способов понять связь языка, сознания и мышления.  Именно необходимость комплексного анализа этих явлений определяет актуальность когнитивного метода. Когнитивная наука в целом определяется как "комплекс наук, изучающих сознание и высшие мыслительные процессы на основе применения теорико-информационных моделей".  [Cлoвapь-cпpaвoчник лингвиcтичecкиx тepминoв, 1997]. Но в нашем случае следует говорить не о когнитивной науке в целом, а о когнитивном методе исследования, который учитывает процессы мышления, восприятия, понимания и объяснения явлений окружающей действительности. 
Проблема категоризации окружающей действительности является одним из важнейших вопросов когнитивного метода исследования. В данном случае метафора – это одна из важнейших операций, определяющих способ познания, оценки и толкования окружающего мира. 
По определению Ожегова, метафора — это «оборот речи — употребление слов и выражений в переносном смысле на основе аналогии, сходства, сравнения». [Ожегов, 1990] Но в нашем случае следует говорить именно о концептуальной метафоре. Поэтому основным ресурсом для написания моей курсовой работы является книга Дж. Лакоффа и М. Джонсона «Метафоры, которыми мы живем».
В своей работе исследователи излагают основы когнитивного подхода к изучению метафоры. В книге обсуждается не только роль метафоры в лингвистике, но и ее роль в современном обществе. Ученые утверждают, что метафора позволяет человеку понять и структурировать окружающий его мир. Книга содержит очень мало терминологии, что делает ее интересной и понятной широкому кругу читателей.
По мнению авторов, метафора показывает не только отношение человека к той или иной ситуации, но и ко всему миру в целом. С помощью метафор мы можем воспринимать абстрактные понятия и оперировать ими. Можно сказать, что метафора дает возможность создания альтернативной реальности.
Не только Дж. Лакофф и М. Джонсон говорят о вышеперечисленных особенностях метафоры. Н.Д. Арутюнова также полагает, что именно «метафора дает ключ к пониманию процессов мышления».  [Арутюнова, 1999]
2. Концептуальная метафора как способ структурирования окружающего мира 
Как было сказано выше, именно через метафоры мы понимаем и анализируем явления окружающего мира, структурируем их, делим на категории. В настоящее время когнитивная наука имеет большое развитие, что позволяет нам говорить о том, что метафоры не просто являются средствами выразительности, но также представляют собой способ осмысления окружающей нас действительности.
Метафорические концепты являются незаменимыми помощниками в процессе изучения и понимания природы человека. Согласно когнитивной теории метафоры, с помощью метафоры человек представляет менее изученную и абстрактную область через более знакомую и освоенную область, доступную для его понимания.
Таким образом, осуществляется метафорический перенос значения с одной концептуальной области на другую. Поэтому, анализируя метафоры, стоит базироваться на изучении двух концептов – области-цели и области-источнике. [Лакофф, 2004] Сопоставляя различные концептуальные области и находя между ними взаимосвязь можно понять, как человек структурирует окружающий мир.
3. Системность метафорических концептов 
Для людей свойственно концептуализировать различные области окружающей их действительности. Лакофф и Джонсон приводят в пример метафору «спор - война», чтобы показать, что использование выражений из военного лексикона во время спора влияет на поведение участников речевого акта. Поэтому семантика, характерная для военных выражений, присуща спору; также некоторые части концептуального поля распространяются на концепт спора. 
Концептуальная метафора организованна системно, поэтому языку, который мы используем, когда говорим о ней, также характерна определенная системность. Таким образом, концептуализируя какое-либо понятие в тех или иных терминах, мы меняем форму нашего поведения.

В заключение можно сказать, что когнитивная наука играет большую роль в изучении взаимодействия сознания, мышления и языка человека. Концептуальная метафора, в свою очередь, играет большую роль в осмыслении окружающей нас действительности, помогает понять природу человека. Выбранные ресурсы четко и ясно объясняют идею концептуальной метафоры и дают обширную базу для дальнейшего изучения данного явления.

Источники
1. Cлoвapь-cпpaвoчник лингвиcтичecкиx тepминoв - Mocквa, 1976 г. (Иcтoчник: http://www.textologia.ru/slovari/lingvisticheskie-terminy/?q=484)
2. Лакофф Дж. Метафоры, которыми мы живем / Дж. Лакофф, М. Джонсон / Под ред. и с предисл. А.Н. Баранова. – М.: Едиториал УРСС, 2004. – 256 с.
3. Арутюнова Н. Д. Язык и мир человека. – М., 1999
3. Телия В. Н. Метафоризация и ее роль в создании языковой картины мира – М.: Наука, 1988.- С. 173-204
4. Концептуальная метафора как отражение действительности в художественном произведении, Н.А. Тютюнькова (источник:https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptualnaya-metafora-kak-otrazhenie-deystvitelnosti-v-hudozhestvennom-proizvedenii)
5. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. 4-е изд., М., 1997.


Комментарии

  1. Ответы
    1. Liza,

      your review gives a good idea about the essence of your future course paper; is logical and clear and you have managed to synthesise the materials rather well. Your conclusions are adequate to the depth of observations and analysis you've presented in your work. However, you have listed a work by Телия in your reference list which you do not discuss in the review. I'm sorry but you can't do it this way: only the works you review in your work can be included in the reference list. Check the difference b/w a reference list and a bibliography.
      Introduction 5
      Article review 4
      Conclusions 5
      Language 5
      References 4 Be more careful with them; it can cause you problems when you present your paper
      Total 5

      Удалить
    2. Thank you very much for the comment!
      I'll be careful with references and take into account all your recommendations.

      Удалить
    3. Hope you learned some things while taking this course that will help you to write your course paper with better understanding of what you should do and how. Good luck with it!

      Удалить
  2. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий

Популярные сообщения